среда, 19 июля 2017 г.

Вадим Тотарен













Вадим — главный инженер проекта, но в душе электрик. Немного мужествен, немного, судя про прическе, перетестостерирован, искренне считает себя волейболистом. Женат. Не любит людей.

— Первый вопрос — закон Ома?

— Для участка цепи?

— Общая формулировка.

— Падение напряжения прямо пропорционально току и сопротивлению.

— Как люди становятся проектировщиками, в том числе — и электриками? Не происходит ли это аналогично истории Человека-Паука, только вместо укуса арахнида их когда-то ударило током?

— В школе я был отъявленным отличником, несмотря на то, что одновременно был жутким разгильдяем, гопником и хулиганом. Выигрывал районные олимпиады по математике, по физике, но вот раздел, посвященный электрическом току, всегда был далек от моего понимания. Мне пытался его объяснить отец, учителя, но все мимо кассы. Попав на день открытых дверей Авиационного университета, увидел, что открывается новая специальность «Электроэнергетические системы и сети». Тут я щелкнул пальцами и сказал себе — «Оно! Я это не знаю, но за пять лет мне точно объяснят». Так я стал слушателем курса электроэнергетики и ближе к диплому уже конкретно понимал, кем хочу стать и кем хочу работать. В голове моей роились мысли о проектном институте. Преддипломную практику я писал в Нижнем Новгороде и собирался поехать потом к своему руководителю туда, умнейшая женщина, доктор наук. Передумал в последний момент по почти семейным обстоятельствам — не могла поехать будущая супруга. Из-за нее я остался в этом городе, ходя две недели мои собранные чемоданы стояли и ждали меня в коридоре. Поэтому пошел в местный ведущий проектный институт того времени — Башкиргражданпроект, и сказал — я хочу, ребята, работать у вас. К сожалению, сейчас его дела не так хороши, как двенадцать лет назад.

— Ты в Нижний часто ездил?

— Месяц писал там дипломный проект и проходил преддипломную практику. Город классный, мне очень понравился.

— На меня он совсем не произвел впечатления. Хотя Нижний гораздо больше, чем красавица-Уфа, но грязный, пустой, бедный.

— На тот момент мне показалось, что там намного холодней, чем у нас, большая влажность и большое количество ветров. И второе, что поразило — люди пользовались телефонами по-другому, в Уфе тогда еще все звонили, а там уже преимущественно писали за счет какого-то специального тарифа, в котором смс-ки почти ничего не стоили. Люди идут по улице и пишут на ходу, то, что сейчас происходит у нас, там это было двенадцать лет назад.

— Какие экономные люди.

— Да. Множество локальных смс-чатов, но про них я ничего рассказывать не буду.

— Есть проекты, которыми ты гордишься, некие памятники рукотворные, прям крутые?

— Всем гостям столицы, друзьям, знакомым, прохожим на улицах, абсолютно всем говорю — я делал проект по электрике обновленного ВДНХ, стадиона Нефтяник, знаковые такие объекты для нашего города. И очень много жилых комплексов.

— А парк Лесоводов?

— Да, точно, парк Лесоводов тоже мой объект, но это была шабашка. И это было очень круто — слышать от людей, о том, что они ходили в новый парк и там так классно. И я такой им — ребята, это я, дайте пятюню!

— Ок, тогда почему стадион Нефтяник такой убогий?

— Сейчас я открою маленький секрет. Пусть руководство стадиона и ФК «Уфа» еще разок услышат это и подумают над тем, чтобы в будущем немного хоть что-нибудь планировать. Итак, реконструкция стадиона. Проект изначально был рассчитан на то, что ФК «Уфа» будет играть в «пердиве», и никто не ожидал, что клуб в стыковых матчах стремительно ворвется в высший дивизион.  Пришлось перекраивать все на коленках, необходимо было увеличить количество посадочных мест до 15 000 , обеспечить дополнительное питание увеличивающегося объема аппаратуры, в том числе и необходимого для трансляции матчей, продумать программу «антитеррор». И все это в сжатые сроки и главное – на маленькой материальной базе и площади. К тому же заказчик не хотел платить большие деньги за переделку.

— Кто заказчик?

— МУП «ИСК». Дорабатывали максимально, хотелки заказчика росли — дополнительные подтрибунные помещения и еще что-то. У них тоже очень сильный техотдел, который вносил и свои коррективы по ходу работы, у них есть опыт в проектировании «Уфа-Арены» и многих других спортивных объектов по Башкирии. По разным данным, в том числе и из СМИ, смета увеличилась с двухсот миллионов до 1,2 миллиарда рублей, реальные цифры я не готов назвать. Не стадион «Крестовский», но все же. Часть роста сметы связано  со скачком курса доллара, нельзя не отметить. Однако весь опыт «ИСК» не смог вместить в себя вероятную возможность футбольного клуба вырваться чуть ли не в еврокубковые матчи. В этом и проблема. Поэтому мы сейчас имеем то, что имеем.

— Правда, что ты хотел заложить там под кресла розетки и USB-порты для зарядки гаджетов, но тебе это зарубили?

— Мы это сделали только на местах для журналистов. Чтобы эти забывчивые люди могли восполнить заряд энергии для своих электронных помощников. По крайней мере, в проекте это точно было, но с авторским надзором по этому поводу я туда не ездил.

— Расскажи про откаты проектировщикам от производителей электрики.

— Откаты…

— Да, часто ли ты вносил в проект какое-либо оборудование определенного производителя и получал за это деньги?

— Деньги я не получал ни разу, но у всех производителей есть программа лояльности. Заключается она в том, что если ты вложил его в проект, то они по итогам могут тебе выделить путевку куда-то или что-то в этом роде.

— Ты ездил по подобным путевкам?

— Ездил, но немного в другом случае. То оборудование не заложили, но я ездил на их завод для ознакомления. Один большой проект, в котором должны были выстрелить напольные лючки, было письмо от заказчика, то есть не моя инициатива. Нужно было заложить эти лючки определенной фирмы с высокой степенью защиты от воды, внутри 220 и 380В все-таки, а полы нужно периодически мыть. Я на этой волне раскрутил производителя на поездку в Германию. Четыре прекрасных дня. Но когда выяснилось, что каждый из девяноста лючков стоит 2 500 евро, заказчик сказал — «Я лучше себе новую машину куплю». Образно говоря.

— Бывало ли так, что заказчик и производитель оборудования втаскивали в проект именно по программе лояльности что-нибудь плохого качества?

— Нет. Можно заложить более дешевого и более низкого качества, но назвать это некачественным нельзя. Тут надо понимать, что когда человек строит для себя, он не жалеет денег. Когда человек строит на продажу, он начинает считать свои деньги. Очень печальная картина со всеми жилыми комплексами у нас в этом срезе. Когда у нас порой получается так, что заказчик экономит уже на стадии до строительства. То есть, мы закладываем то или иное оборудование, а заказчик пишет нам письмо — «Ребята, давай пересогласуем на более дешевое». Мы знаем, что этот производитель заведомо хуже по качеству и надежности. Оборудование будет выполнять свою функцию, но, допустим, выключатели будут громко щелкать или розетки с труднооткрываемыми шторками. Или эстетика.

— Это сказывается на безопасности?

— Нет, не сказывается, есть куча надзорных органов. Есть экспертиза, технический и авторский надзор, которые не дадут сделать откровенную лажу. Все понимают, что есть ответственность, ответственность как у проектировщиков, так и у исполнителей. Ответственность вплоть до уголовной. Люди понимают, что кому-то придется сидеть. А в большинстве случаев сидеть придется многим. Если что-то случится и будут жертвы (стучит по столу). Перестраховка есть всегда, лучше они сэкономят на чем-то другом, не заплатят какому-нибудь подрядчику, условно говоря, но не будут экономить на безопасности.

— Экономят все строительные организации нашего города?

— Экономят все и стараются экономить на всем.

— Почему тебя понесло в Авиационный, ведь проектировщики обычно заканчивают архитектурный факультет Нефтяного?

— Я закончил его вторым высшим. Когда заканчивал лицей при Авиационном, вместо ЕГЭ было централизованное тестирование, по которому я получил высокий бал и плюс к этому в Нефтяной можно было поступить по отдельному тестированию. Двадцатипятибальное тестирование — физика плюс математика, русский зачетом. Но можно было представить и результат централизованного тестирования. Математику я сдал двадцать пять из двадцати пяти за тридцать пять минут, потому что все задания были из Сканави, а я их знал наизусть. Тридцать пять минут я расписывал решение десяти задач,  ответы на которые уже хранились в моей голове. Физику я сдал на двадцать два балла с температурой тридцать восемь. С такими результатами я мог поступать на стройфак легко. Но жил в Деме и до Авиационного было ехать без пересадок. Потом, конечно, все равно пришлось заканчивать стройфак, еще  четыре года. Было много перезачетов, средний бал 4,3, что для заочника очень прилично и мне разрешили защищаться с краснодипломниками. Мной не занимался научный руководитель, понимая, что мне не нужен контроль, а завкафедрой сразу выдвинул меня в первый день защиты.

— Ладно, хватит хвастаться. Посоветуй лучше гражданам, что им брать домой, какое оборудование, если они делают ремонт. Розетки, УЗО, щитки. Может быть, есть какая-нибудь фирма,  нужно прибежать к ним и брать все сразу?

— В первую очередь надо обратиться ко мне, чтобы я сделал грамотный проект за вменяемые деньги?

— Цена?

— В личку написал. Среди компаний я бы порекомендовал Легран и Шнайдер электрик. Это два топовых производителя, Шнайдер электрик будет чуть-чуть дешевле, но мне они нравятся дизайном своих изделий. А у Леграна очень широкая линейка.

— Опять отрабатываешь программу лояльности?

— Да, все верно.

— Как себя можно максимально обезопасить дома, в квартире от поражения электрическим током?

— Просто жить в шалаше.

— То есть, стопроцентной защиты нет?

— Стопроцентная защита есть — качественная электропроводка, электроустановочные изделия плюс следите за состоянием своих электроприборов. Ну и в ванной комнате не заряжайте телефон или ноутбук. Лучше ноутбук утопить отдельно, чем помереть вместе с ним. Будет вдвойне жалко.

— Должен ли человек, живущий в окружении приборов, понимать процессы, происходящие внутри них. Знать, почему электрический ток течет, а не бежит, например?

— Знать их не обязательно, надо знать всего одну простую вещь – падает напряжение в сети, значит растет ток. Увеличенный ток и убивает приборы.  Ставьте стабилизаторы, друзья. Особенно в сельской местности или поселках, качество подачи электроэнергии там ужасное. И устанавливайте устройства защиты от перенапряжений в сети, они спасут всю технику в доме.

— По поводу сельской местности — как ты относишься к постоянно растущему фонду 
загородного жилья, где до сих пор, в двадцать первом веке, не прячут провода в землю.

— На эту тему я троллил компанию Порадом, когда они пример своего суперсовременного поселка выполнили все СИПом. Типа вот у нас все так классно, а я им говорю — а чего у вас провода висят? Эстетика нарушается, то есть в данном примере нельзя сказать – во-первых, это красиво. СИП конечно безопасен, даже в случае падения линии электропередач никого током не убьет, есть защита, но когда все закопано в землю, это эстетически прекрасно. Меньше столбов, меньше черных линий на фоне неба.

— Почему же так не делают, это существенно дороже?

— Дороже, да. Надо копать траншею, надо укладывать кабеля, надо ее закапывать. Нанимать технику, арендуя ее на продолжительное время. И нужен квалифицированный персонал.

—  Читаешь ли ты инструкцию к технике.

— Нет, как и любой русский человек. Я сначала что-то тыкаю, интуитивно пытаюсь разобраться. Кода у меня что-то не получается, тогда я читаю инструкцию. В большинстве случаев. Если только это не хлебопечка, например. А если это какое-нибудь сложное техническое устройство вроде Джип Чероки, то я сначала щупаю его сам, езжу, только потом открываю эти книжки.

— Экономишь ли ты электроэнергию?

— Экономлю. Везде стоят энергосберегающие приборы. И все в семье выключают свет за собой, он никогда впустую не горит. По сравнению с моим товарищем с приблизительно равной квадратурой жилья потребление электроэнергии у меня в три раза меньше даже с включенным электроподогревом пола.

— Существенная разница. А почему подогрев не водой?

— Я заканчивал не  кафедру водоснабжения-водоотведения.  Их слишком много выпускается, этих товарищей, как и конструкторов, одним из которых я хотел стать. Ни капли не жалею о своей специализации. У них выше конкуренция. Я занял такую нишу, где со своего выпуска в отрасль пошло только два человека. Остальные пошли либо в монтаж, либо в промышленность.

— Есть ли у тебя лайфхаки, которые помогают тебе жить? Не знаю.. Например, даешь в маршрутке вместо двадцати пяти рублей двадцать четыре и через десять лет покупаешь себе Джип Чероки, как про тебя говорят.

— Я всегда стараюсь найти скидос. Тот же Джип Чероки — я получил на него огромную скидку, и он достался мне почти даром. Я привел жену в Мегу, а сам нечаянно заглянул в автосалон. Мне понравилась машина и я начал искать путь – как мне купить, но при этом почти не заплатить.

—Откуда взялась такая хорошая скидка?

(долго молчит) — Это законно.

— Удаленная работа, это добро или зло?

— Добро! В связи с особенностями моего организма и неизлечимой болезнью, мне больше всего подходит климат Таиланда. Я пытаюсь развести своих работодателей, но они на это никак не идут. Пока получилось достичь консенсуса в качестве шести-семи недель отпуска.

 (нецензурное восклицание)

— Я всегда провожу их на море. И работаю там, беру с собой ноутбук. То есть, мой отпуск — это не значит, что я уехал и лежу на пляже.

— Расскажи о своей диете? Ты же не веган? Непереносимость лактозы, глютена вот это вот все?

— Почти. До четырнадцатого года я пускал все на самотек, как-то само все проходило. В десятом году у меня был сильный стресс, я не готов о нем говорить, в одиннадцатом  родилась дочь, тоже событие из сильного эмоцианального плана. У меня пошло обострение, без подробностей, на руках такая шелуха, что многие бы побрезговали бы со мной здороваться. Официальная медицина могла мне помочь только  краткосрочно. Нашел в сети ресурс, где сидели такие же ребята, как я. нашел там книгу, прочитал ее. В книге было описано правильное питание при моем заболевании. Начал следовать книге достаточно строго, процентов на 90, сейчас где-то — на 70. Основной посыл — мне нельзя все пасленовые, клубнику, нельзя пиво, нельзя шампанское, из допустимого алкоголя — белое сухое вино. Оно относительно безвредное. Трактуется это так — если ты чертов слабак и не можешь без алкоголя, то пей белое сухое. Нельзя наркотики и сигареты. Из мяса ем только курицу, индейку и нежирную  баранину. Пробовал конину, конина тоже вроде бы ничего.  В мечтах попробовать мясо благородного оленя, которое считается диетическим.

— А лоси? Пару раз пробовал лося, очень хорош.

— Лося не пробовал, не пробовал медвежатину. У меня был недавно горький опыт с говядиной, пусть и очень вкусной, в одном из лучших заведений города, где, я уверен самый качественный продукт. Но мой организм высказался против. 

— Трудно морально и физически соблюдать диету?

— Диету трудно соблюдать, когда ты думаешь, что это ограничение. Но когда ты думаешь, что ты питаешься правильно, а все остальные вокруг неправильно, то диету соблюдать проще простого.

— Как питаешься в городе или берешь с собой еду, приготовленную дома?

— Да, стал очень много готовить, когда сел на диету, готовлю под себя. Вижу и знаю, что я нарушаю и знаю, какие последствия меня ждут. В городе есть ряд заведений, в которых я питаюсь постоянно и, в принципе, они меня удовлетворяют. Были небольшие факапы — в одном заведении  я постоянно ем манты из баранины, но один раз они мне подсунули говядину. Я им сказал — «Ребят, это не баранина». Они стали спорить, я все-таки съел  и через три дня у меня опять началось. Но в большинстве случаев я беру в контейнерах, конечно. Я банкир, ношу банки, да.

— Все ли есть в магазинах и ресторанах, чего тебе хочется из продуктов и блюд?

— Хотелось бы мяса благородного оленя. Знаю, что раньше оленину подавали в Черноваре. Скорее всего, это был или марал, или северный олень, я не уверен, я так и не успел до них добраться. У меня есть друг, который занимается разведением благородного оленя. Он уже который год обещает, что вот-вот будет мне подарочек.

— Какой же он после этого друг, если столько тянет?

— Он хороший человек, раньше с ним работали. Строит сейчас еще одну ферму в Тульской области, по-моему.

— Он разводит оленей для мяса?

— Да, для мяса и для охотников. Для того, чтобы стрельнуть самца, трофейного, с хорошими рогами,  то ценник может доходить до трехсот тысяч. И это если ты не забираешь мясо. Есть люди, которые это покупают. Он первым завез благородного оленя из Англии и вполне возможно, что является единственным заводчиком их на нашей территории. Если кто-то захочет разводить оленей, обращайтесь, я вам дам контакты Андрея за три процента от вашей сделки.


— Как проектировщик, делал ли ты проект собственной жизни? Структурировал изначально ее?

— Когда я только пришел в Башкиргражданпроект, у одного моего коллеги в тридцать лет не было собственного жилья и машина «десятка». У меня не было вообще ничего. Но я посмотрел на этого чувака и сказал себе — «К тридцати годам у меня будет и машина, и квартира». В двадцать восемь лет я все это приобрел, включая супругу. И чуть позже — ребенок. А в тридцать я уже начал выпускать проекты как главный инженер. Ставил себе цели и планомерно к ним шел. К концу этого года я тоже поставил себе цель.

— Позволь поинтересоваться.

— Недвижимость. Я вкладываюсь только в недвижимость.

— А если ты все-таки уедешь в Тайланд? Будешь сдавать?

— Это нормально. Но я не уеду в Таиланд, меня никто не отпустит.

— У тебя есть дочь. Ей ты проект написал?

— Нет, под дочку ничего не пишу. Хотя… У меня есть голубая мечта, что моя дочь будет волейболисткой, профессиональным игроком. Когда смотрю игры сборной, я всегда представляю ее на какой-то из позиций. Прекрасно понимаю, что этот скорее проецирование своих несбывшихся мечт  и поэтому пока не настаиваю.  Даю ей попробовать все, что она хочет. Пробовала бадминтон, танцы, ушла. Сейчас очень увлечена ездой на лошади, почти год занимается. Очень нравится. Просит пустить ее на скалодром, я говорю — дочь, наверное нет. Это просто опасно и  у меня есть один знакомый промальпинист бывший. Выглядит ужасно.

— Что значит — опасно? Профессиональный волейбол несет в себе не меньше рисков и сильный удар по здоровью.

— Скажем так, упасть с двух метров или с двадцати?

— Но постоянные травмы суставов, спины, рук у волейболистов?

— Поэтому я и не настаиваю, это просто моя мечта.  Если моему ребенку понравится волейбол, и она сама  добьется чего то. Мне хочется поиграть с ней на одной площадке, очень охота.

— Почему сам не стал профессиональным спортсменом?

— Я жил в Деме и у нас была спортивная детско-юношеская школа номер семь, сейчас она школа олимпийского резерва. Там было только спортивное ориентирование и волейбол. Тренеры ходили по школам и набирали себе учеников. В наш класс не пришел тренер по волейболу, в наш класс не пришел вообще никто. Однако это не помешало мне потом все равно выиграть районный кросс и попасть в ориентирование. Волейболом начал заниматься только в Авиационном университете. Понравилось, довольно неплохо играл. Выигрывали и факультетские соревнования. Время было упущено, конечно.

— Хотел спросить, как такой коротышка играет в волейбол?

— Метр восемьдесят три! В сборной России были такие игроки, например Алексей Вербов ненамного выше меня, а сейчас Роман Мартынюк и того ниже, по-моему.


— Как долго ты можешь смотреть на задницу впереди стоящего игрока, готового к приему мяча, и считать это относительно нормальным?

— Дело в том, что иногда с нами играют и девушки. То есть, бывает это приятно.

— На фотографиях ты всегда в мужской команде, прости.

— Хочу рассказать о том, что в городе теперь есть любительский чемпионат по волейболу. Три лиги у мужчин, одна лига у женщин, одна лига микс. Мы сейчас подняли это дело на очень хороший уровень, топовые игроки - практически уровень высшей лиги Б, тем более есть бывшие профессионалы. Турниры со спонсорами, с призовым фондом, с болельщиками, в хороших залах. Я рад такому подъему любительского спорта в городе.

— Почему ты не любишь людей, Вадим?

— Я сравниваю людей с собой и понимаю, что они все хуже меня. Я понимаю, что я просто хорош. И, скорее всего, еще и недооценен на все сто процентов. Так что простите.

— И последний вопрос — отгадай загадку «С когтями, не птица, летит, матерится»

— Пьяный электрик со столба.

— Вот.



4 комментария:

  1. Повезло, что мальчик приходил к успеху вовремя. Сколько таких как он в 90-е лишились работы и никому не были нужны.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не Всегда бытие определяет сознание, видимо поэтому

      Удалить